Польша как славянская держава

В связи с прошедшим месяц назад в России 4 ноября праздником родились мысли, изложенные в статье.

Польша — явление таинственное и манящее. Хотелось бы немного поговорить о политической роли польского народа.

Славянские народы очень часто обращали свой взор на восток, в Россию, как на единственную славянскую страну, ставшую державой, равной по могуществу европейским империям и Османской Турции. Именно могущество Российской империи сделало её главным проводником идеи панславизма, что закономерно. Точно также как  Турция стала проводником идеи пантюркизма,  Германия — пангерманизма, а Иран — паниранской идеологии — то есть по праву сильнейшего.

Однако очень любопытно то, что в то время, как сербы, черногорцы, болгары, чехи и словаки ждали победоносные армии русского царя, славянские народы, входившие в составе Российской империи подняли Второе Польское восстание, в котором участвовали как поляки, так и белорусы, украинцы и литовцы. И генерал Иван Иванович Дибич, сражавшийся на Балканах против притеснения турками балканских народов (в том числе, и южных славян) в 1929 году, в 1930 году подавлял славянское восстание внутри Российской империи. Вот такой парадокс.

А дело в том, что исторически у России в роли форпоста панславизма существовала соперница в виде Польши.

После унии с Литвой Польша стала соперницей Москвы по собиранию восточнославянских земель.

Начался этот процесс с Грюнвальдской битвы, произошедшей 15 июля 1410 года. В рядах польско-литовской армии против тевтонского ордена выступили польские, чешские (под командованием знаменитого Яна Жижки), валашские, а также галицкие полки — в армии польского короля Владислава II Ягайло. И в армии великого литовского князя Витовта — были гродненский, ковенский, лидский, смоленский, мстиславский, оршанский, полоцкий, витебский, киевский, пинский, новгордский, брестский, волковыский, дрогичинский, мельницкий, кременецкий и стародубский полки. Эта объединённая славянская армия нанесла поражение тевтонскому ордену, после которого последний так и не сумел оправиться.

Ещё в 1471 году Новгородская республика обращалась за покровительством к Польско-Литовской унии, несмотря на то, что в это время на территории Великого Княжества Литовского уже начиналось насаждение католичества.

Последняя попытка объединить все восточнославянские земли под властью Польши случилась во время Великой Смуты, но закончилась неудачно. Тем не менее, даже после этого под властью Речи Посполитой оставались белорусские, украинские и некоторые русские земли.    

Только Екатерина II сумела до конца победить славянскую соперницу России.  Но и под властью Российской империи польское влияние на восточнославянские народы сохранилось.

Поэтому основными участниками Второго Польского восстания были не столько поляки, сколько белорусы, украинцы и литовцы. Кастусь (Константин) Калиновский (по происхождению белорус), возглавивший восстание в Витебской и Гродненской губерниях в 1861 году, выступал под лозунгом «польское дело — это наше дело, это дело свободы».

В XIX веке формируется польский вариант панславизма. Начало данной теории идёт от идей польского мыслителя Франциска-Генриха Духинского. Данный деятель предложил альтернативную Русскому панславизму версию Польского панславизма. По его мнению, настоящая Русь находится на Украине и в Польше, а не в Москве, и Москва незаконно присвоила себе имя «Русь». Причём Украина и Польша должны были, по его мнению, объединится со всей Европой против «форпоста зла» — Российской империи. Под это противостояние он подвёл целую расовую философию, согласно которой в мире существуют две группы народов — арийцы и туранцы, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом.  При этом Духинский утверждал, что Московская Русь — это яркий представитель Туранского мира, не имеющий ничего общего со славянами, а Европа, Польша и Украина, по его мнению, относились к Арийскому миру.    

Наконец, интересно, что польский гимн положен на ту же музыку Домбровского, на которую положен всеславянский гимн «Hej, Slavyane!» бывший одно время гимном Югославии. 

Польская политическая культура, сформированная под влиянием национальных революционных идей, которые получили яркое выражение во Франции,  в Великобритании, в Италии, в Греции, в Венгрии, в Северной Америке (во время войны за независимость) очень привлекательна в восточнославянской среде. Здесь польская культура воспринимается как культура свободы. Именно поэтому поляки всегда пользовались поддержкой российских революционеров и советские диссиденты также всегда восхищались Польшей. Образы Тадеуша Костюшко, Ярослава Домбровского, Адама Мицкевича, а также польское движение «Солидарность» — это символы борьбы за свободу в современной Беларуси. Именно сильная политическая культура Польши с её древними демократическими и революционными традициями,  делает из этой страны соперницу России в борьбе за славянские души.

Важно отметить истинно славянскую сущность Польши: она принципиально выступала против сотрудничества с Германией перед Второй Мировой войной. И призывала Литву и Венгрию последовать своему примеру. Германский монстр был противен тонкому польскому мироощущению.

Нередко русские поддаются таинственным чарам польского духа, не говоря уже о многих других славянах. Размышляя о польской нации, невольно думаешь: они могли бы стать альтернативой русскому народу на евразийских просторах. В годы Великой Смуты было вполне реально создание польско-русской государственности, когда на русский трон призывался польский королевич со звучным славянским именем Владислав. И тогда Польша могла стать Русью вместо Москвы…

Нам, русским, не стоит очернять польский народ, что нередко делается в последние годы. Напротив стоит серьёзно изучить богатую культуру славянской сестры, проникнутую свободой и иными глубокими духовными ценностями.

Возможно, России стоило бы даже праздновать не изгнание поляков из России, а Грюнвальдскую битву — как символ борьбы народов против тевтонской агрессии, за сохранение многообразия восточноевропейских народов и мир.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter